Суббота, 20.04.2024, 17:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики и информатики

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 271

Каталог статей

Главная » Статьи » Родительское собрание

Родительское собрание «Мотив как регулятор поведения»

Родительское собрание

«Мотив как регулятор поведения»


 

Цели:

привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей

воспитанности;

познакомить с основными составляющим воспитанности;

  • дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.

  • научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений

     

Форма проведения: круглый стол.


 

План:

  1. Теоретическая часть по теме.

  2. Как найти путь к бесконфликтной дисциплине.

  3. Практическая часть: разбор педагогический ситуаций, упражнение.


 

ХОД СОБРАНИЯ:

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

- Здравствуйте, дорогие родители!

Добро пожаловать на очередную встречу . Вот сейчас, глядя на вас, я вспоминаю нашу первую встречу… А помните ли вы ваши первые впечатления друг о друге? С чего начиналась для вас встреча-знакомство с новым человеком? Думаю, согласитесь, что часто новый человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока – внешность, манеры, стиль поведения. Срабатывает, как говорят психологи, феномен первого впечатления: «Сначала одобряет глаз, потом сердце».

Как же привить ребёнку хорошие манеры? Как помочь ему влиться в общество, не быть отторгнутым из-за невоспитанности? Об этом и будет наш разговор.

Воспитанность – качество личности, в котором слиты культура общения, культура внешности и культура потребностей (то есть бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Однако стержнем истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому первое и непременное условие воспитания культуры общения – формирование у ребёнка позиции открытости, доверия, дружелюбия.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До 16 века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям.

II. СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

- Как же обстоит дело с вежливостью у детей нашего класса?Доброе отношение к окружающим начинается с доброго отношения к своим близким. Сегодня мы провели блиц-опрос на тему «Для чего вам нужна семья?»

Давайте узнаем мнение ребят (зачитываются ответы детей):

«Семья нужна для того, чтобы:

- продолжать род;

- любить друг друга и помогать друг другу;

- чтобы люди не были одинокими;

- когда человеку плохо, его всегда поддержат;

- чтобы с кем-то быть;

- чтобы вместе проводить выходные;

- в семье тебя всегда любят и всегда простят;

- чтобы родить ребёнка и жить вместе;

- чтобы помогать детям и жене;

- чтобы защищали друг друга и между собой не ругались;

- чтобы человека любили и за ним ухаживали;

- чтобы одевали и кормили;

- чтобы тебя любили и не отдали в детский дом, а то ты тем же отплатишь;

  • чтобы быть в компании близких людей, как в уютном гнёздышке, где тебе всегда помогут.


 

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует вывод: «трудный ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Можно выделить 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делая замечания… А дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Испытывая дефицит личного внимания к себе, они чувствуют себя «пустым местом».

  2. Борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего ребенка сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, запрещают все, а их критика слишком резка и опасения преувеличены, то ребенок «восстает». Запреты требуют серьезного осмысления. Это та ключевая зона наших контактов с детьми, от которой зависит, станет сегодняшний ребенок или нет трудным подростком, от этого зависит будущий характер взрослого человека, который в самом детстве легко можно загубить. В целях сохранения здоровья и характера запрещаем брать острые, колющие режущие предметы, влезать на высоту, прикасаться к раскаленному предмету, опасаясь за сохранность вещей, запрещаем их трогать, брать в руки, стучать по ним. Оберегая свой покой, запрещаем бегать, прыгать, шуметь… Т.е. мотивы наших запретов различны. Но сводятся запреты к тому, что многие действия наших детей для нас нежелательны, и поэтому мы их запрещаем. Мы запрещаем сами действия вместо того, чтобы их изменить в нужном направлении для пользы здоровья. Даже бесцельное барахтанье, беготня и возьня детям необходимы как воздух. Требуя от ребенка отказаться от действий, мы тем самым нарушаем условия его развития. Отсюда их неудовольствие, нежелание выполнять наши запреты. Так что, запрещая действия, мы заранее ставим себя в условие невыполнение нашего требования.


 

Напрашивается вывод:

  • Бесполезно и вредно запрещать то, что ему жизненно необходимо, он все равно не сможет выполнить наших требований. Движения и действия не запрещайте, а отправьте в спортивные секции: гандбол, баскетбол, теннис, футбол, карате, бег по утрам и вечерам – используйте энергию детей для пользы дела и здоровья. Научите подтягиваться, строгать и пилить.

  • Нужно сделать так, чтобы слово «нельзя» стало убедительным сигналом запрета и опасности интонацией голоса в исключительном случае, например, Связано с электричеством, с кипятком, при переходе дороги и т.д.

  • Запреты должны быть ограничены строго избирательно – не на всё подрят. Многочисленные и беспорядочные запреты только приучают не обращать внимание на них.

Для психологического развития детей любого возраста очень вредна невыполнимость запретов. Так что все ваши порой бездумные многочисленные запреты – это палка о двух концах. Невыполнимое запрещающее требование вносит дезорганизацию в психологическую жизнь ребенка и разрушает дисциплинированность. Отсюда берут начало очень многие случаи невротического развития. Отсюда же срывы, дикие выходки у многих «трудных», которые протестуют против нашего произвола. Нравственное воспитание детей обеспечивается не запретами, а домашней средой, укладом жизни семьи. У человеческого детеныша самое хрупкое и уязвимое – мозг. Любое потрясение, психическая травма могут приостановить его развитие или отбросить его назад – на неделю, месяцы и даже года!

Запреты и запреты! Нам многое не нравится, порой их друзья. Пытаемся исправить многое, но как: упреками, замечаниями, разоблачениями, лишениями. Видя бесполезность и вред своих запретов, родители обрушиваются на взвинченных, колючих, взрывающихся детей. А нужны убеждения, необходимость терпения и спокойная доброжелательность.

  1. Третья причина непослушания – это желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи, или родители уделяют больше времени младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушания.

  1. Четвертая причина непослушания – это потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, У мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стало запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, А поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…».

Как же найти путь к бесконфликтной дисциплине?

Во-первых, необходимо выявить условия, необходимые для воспитания дисциплины у ребенка. Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности.

  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

  • Взрослые должны согласовывать правила между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

  • Тон предъявления требования или выражения запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

  • Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложения лучше строить в безличной форме. Лучше сказать «Конфеты едят после еды», чем «Не смей есть конфеты!»

  • При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать плохое.

Важно знать, что основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Потому что его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Таким образом, всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

Практическая часть.

Анализ трудных ситуаций.

Раздаются карточки, на которых написаны различные ситуации. Сначала возможно их обсуждение в парах или тройках.

Примеры ситуаций:

  1. Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить, отдалилась от нее. Отчуждение очень мучает маму. Но она не знает, как себя вести.

  2. Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает. Как быть?

  3. Мама пятилетнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь – и прямо на нас с палкой идет и бьет!» Как вы думаете, в чем причина агрессии ребенка?

  4. Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встречи с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?

Упражнение «В чем ошибка?».

Психолог читает фразы, в которых есть неточность. Родителям нужно определить, в чем ошибка, и написать более действенное высказывание.

  1. «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?».

  2. «Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»

  3. «Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу».

  4. «Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешься в комнате».

Возможные варианты ответов:

  1. Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол».

  2. Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят гости; помоги мне сейчас убраться в ванной».

  3. Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «Ты сможешь пойти кататься на лыжах, когда научишься ездить как следует». Неясно, Какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запрет и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запрет и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запрет и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.


 

Притча.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»,

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанет быть необходимым, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

Обобщение высказывания родителей.


 


 

  •  

III. РАЗБОР СИТУАЦИЙ.

Ситуация 2. «В автобусе»

Нарядная оживлённая женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её, поднимается девочка:

Садитесь, пожалуйста!

Ну что ты…спасибо…не надо…

Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю!

Оживление на лице женщины гаснет.

- Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, которая состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывает у них те или иные наши поступки. Если, воспитывая у ребёнка вежливость, вы не уделяете должного внимания воспитания тактичности, результат будет грустным.

Ситуация 3.

Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

- Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация 4.

 

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали прополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать.

Почему сложилась такая ситуация?

- Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Ситуация 5.

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату.

Как бы вы поступили на ее месте?

- Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Ситуация 6.

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.

О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

- В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Домашний очаг, семья даёт человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия. А это зависит от взаимоотношений между членами семьи и от того, чем и как живёт семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты. Главное, чтобы в семье были взаимная любовь, доверие, внимание и забота друг к другу.

Пусть же с вашей помощью, с помощью вашего родительского примера, он и станет приятным человеком с красивыми мыслями, чувствами и манерами. Пусть он будет предметом вашей радости и гордости…

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

1. Вручение родителям памяток.

2. Заключительное слово учителя.

Цель и мотив воспитания ребёнка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка — это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Воспитанность включает в себя следующее:

1. Поведение в семье.

Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание радостей и невзгод семьи вместе со всеми ее членами; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; полное самообслуживание; забота о младших и старших членах семьи; проявление инициативы в поздравлениях и приготовлении подарков по случаю дней рождений, юбилеев и других особых праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.

2. Поведение в школе.

Дисциплинированность на занятиях, активное участие в проведении уроков; повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий; бережное отношение к школьному имуществу; активное участие в общественных делах класса и школы; старательное выполнение поручений учителя; умение руководить и подчиняться в делах классного коллектива; правильное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим.

Вежливость в общении со старшими; правильное выполнение этикета в обращении к старшим; оказание помощи старшим, которые в ней нуждаются, разумное выполнение поучений старших.

4. Отношения со сверстниками.

Наличие друзей, товарищей, подруг. Инициатива в оказании помощи товарищам; стремление поделиться с товарищами своими радостями и невзгодами; искреннее сопереживание радостей и горестей товарищей, принципиальность в отношениях с товарищами; умение не бояться указать на их ошибки и проступки; держать слово и точно выполнять обещанное; отсутствие стремления выделяться в чем-либо.

5. Поведение на улице, в общественных местах.

Соблюдение правил уличного движения; любовь и бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах; привычка уступать место в транспорте старшим и женщинам.

6. Отношение к самому себе.

Постоянно быть занятым полезным делом, не тратить время на безделье, быть всегда честным и искренним; выработать привычку не брать чужих вещей без разрешения; быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали; не быть завистливым к чужим успехам; искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех; честно признаваться в своих поступках и ошибках и стараться исправить содеянное; быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек (курение, сквернословие и др.); научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется; выработать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять настойчивость в преодолении трудностей; заниматься систематически и упорно самовоспитанием, физическим самосовершенствованием; всегда иметь опрятный вид; проявлять постоянный интерес к литературе, искусству, постоянно читать художественную литературу; смотреть телевизор лишь ограниченное время; быть в курсе всех важнейших политических новостей, происходящих в стране.

 

Категория: Родительское собрание | Добавил: defaultNick (21.12.2017)
Просмотров: 2007 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
C праздником!

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz